Инновационное образование Печать

 

Идеология инновационного вуза

Утвержденный документ НАЧОУ ВПО СГА.

В документе представлена идеология инновационного вуза, изначально ориентированного на массовое предоставление образовательных услуг на месте проживания граждан, экономическую самостоятельность вуза и экспорт образования. Рассмотрены основные сферы идеологии инновационного вуза: структура и функции, законодательное поле высшего образования, дидактика, образовательная среда.

Революционные изменения в сфере образования

Карпенко М.П., д.т.н., профессор, президент НАЧОУ ВПО СГА

Сейчас сфера образования стоит на пороге революционных изменений, вызываемых меняющимися потребностями общества, которые формируются современными достижениями развитой цивилизации в глобализации, информационных и телекоммуникационных технологиях, физическом развитии человека, в когнитивной нейрологии и других областях.

Новая роль высшего образования

Из доклада Карпенко М.П. на V Международной научно-практической конференции "Современные информационные технологии и ИТ-образование" Москва, факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ им. Ломоносова, 8 ноября 2010 г.

В тезисах доклада показана инновационная роль высшего образования в национальном измерении.

Исследования СГА в области эдукологии

Фокина В.Н., к.соц.н., доцент, проректор, зав. кафедрой эдукологии телеобучения НАЧОУ ВПО СГА

Эдукология до настоящего времени развивалась в рамках исследований традиционной кампусной образовательной технологии. СГА с самого начала развивался как распределенный вуз, обеспечивающий обучение на месте проживания обучаемого в любом отдаленном регионе или населенном пункте. Поэтому СГА, создавая инновационную, принципиально отличную от традиционного вуза образовательную среду на основе средств телекоммуникаций, с самого начала столкнулась с проблемами в реализации образовательного процесса, которые ранее не были исследованы. Это, например, индивидуализация образовательных траекторий для всех студентов. В отличие от традиционного вуза, где студент вынужден адаптироваться к единой среде обучения, образовательная среда СГА адаптивна к студенту, его индивидуальному темпу усвоения знаний и другим психофизиологическим особенностям студента, что позволяет кардинально изменить учебный процесс, перейдя от коллективной формы обучения к индивидуальной.

 

Компетентностный подход в оценке знаний

Бочкарева Ю.В., заместитель директора по учебной работе Златоустовского филиала СГА, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Компетентностный подход – это метод моделирования результатов обучения. Уровень образованности, особенно в современных условиях, определяет не только объём знаний, их энциклопедичность, но и коммуникабельность и толерантность, современный тип мышления, ответственность и воля в принятии решений в различных жизненных ситуациях. Целевая направленность современной высшей школы связывается с формированием ключевых компетенций выпускника, его функциональной грамотностью в овладении и применении общеучебных знаний, умений и навыков. В статье рассмотрены различные категории компетенций: общие и специальные. Кратко описана интеллектуальная система расчета рейтинга успеваемости студентов в СГА. Отмечено, что анализ результатов обучения или компетенций является единственно надежным способом сравнения обучения и учебных программ, предлагаемых высшими учебными заведениями. Результаты обучения следует формулировать не только на уровне формальной квалификации, но и на уровне модулей или курсов.

 

Инновационная телекоммуникационная двухуровневая библиотека (ТКДБ) Современной гуманитарной академии как распределенная информационно-образовательная среда

По материалам монографии Карпенко М.П. "Телеобучение" (гл.8). В подготовке материала принимали участие: М.Е. Широкова, В.А. Кривова.

 

Развернутая в Современной гуманитарной академии (СГА) электронная библиотека представляет собой яркий пример реализации новых информационных подходов и технологий в библиотеке распределенного вуза - здесь создана телекоммуникационная библиотека. Доступ к информационным ресурсам в телекоммуникационной библиотеке реализован с использованием спутниковых каналов связи.
В размещенном материале приведены основные сведения об электронной библиотеке СГА, ее структуре, контенте, администрировании. Особое внимание уделено формированию контента, как основной составляющей образовательных программ. С целью расширения возможностей обучающегося по доступу к информационным образовательным ресурсам в электронной библиотеке организован виртуальный читальный зал. В виртуальном читальном зале ТКДБ пользователям предоставляется возможность удаленного доступа к информационным ресурсам удаленных электронных библиотек и электронных коллекций.

 

Опыт реализации телеобучения в СГА на основе информатизации и роботизации

КАРПЕНКО М.П., д.т.н., профессор, президент НАЧОУ ВПО СГА. Журнал "Информационные и телекоммуникационные технологии". 2011. № 12.

Статья вводит в научный оборот и убедительно обосновывает новый термин "телеобучение", а также уделяет большое внимание количественному, качественному и масштабному обучению, исходя из топографического фактора. Показана эффективность использования системы "Платон", а также широкого внедрения интеллектуальных роботов в обучении.

Электронные (цифровые) библиотеки

По материалам монографии Карпенко М.П. "Телеобучение" (гл.8). В подготовке материала принимали участие: П.Е. Дедик, В.А. Кривова.

В статье показаны основные признаки цифровой библиотеки и ее современные возможности, способствующие развитию человека. Также рассматриваются вопросы организации доступа пользователей электронных библиотек к произведениям, защищенным авторским правом.

 

Трансформация функций библиотечного работника в современной библиотеке

 

По материалам монографии Карпенко М.П. "Телеобучение" (гл.8). В подготовке материала принимали участие: А.В. Слива, П.Е. Дедик, В.А. Кривова.

В статье рассматриваются вопросы необходимости развития информационной грамотности пользователей, а также новые функции библиотечного работника, которые появляются в связи с изменением функций вузовских библиотек в современном обществе.

 

Вигоросность и инновации

Тезисы выступления д.т.н., профессора, президента Современной гуманитарной академии Карпенко М.П.

Человеческий фактор определяет успех модернизации социальных систем (включая и систему образования), поскольку здесь требуется энергия особого рода, позволяющая преодолевать трудности. О существование такой энергии на протяжении веков догадывались многие ученые. Первым, кто осмелился дать ей название и смог конкретно описать ее проявления был Лев Гумилев. Динамику исторических процессов стало возможным объяснить и даже измерить наличием людей особого склада – пассионариев. К сожалению, Л.Н.Гумилев очень мало сказал о природе такой энергичности. А без знания этого невозможно объяснять инновационную активность на уровне личности и организации. Три составляющие – образованность, вигоросность, здоровье в единстве образуют человеческий капитал. Задача образования в XXI веке, таким образом, не просто давать людям знания и навыки, а занимаемся развитием человеческого капитала.

Вигоросность как социальная активность в образовательном пространстве

Давыдов Д.Г.

В статье рассматриваются вопросы развития социальной активности населения, которая лежит в основе существования и развития общества. Показаны возможности развивать вигоросность, создавая новое образовательное пространство, так как образование является одной из главных сфер развития социальной активности.

Пассионарность - от идеи к эмпирическим исследованиям

Давыдов Д.Г.

В статье приводятся несколько концептуальных объяснительных схем понятия пассионарности. Кроме того, описаны исследования, проводимые в СГА по данной тематике, и выделены наиболее перспективные прикладные направления дальнейших исследований.

Пассионарность как фактор отклоняющегося поведения

Давыдов Д.Г.

Статья показывает, что пассионарность может быть рассмотрена как одна из предпосылок развития угроз здоровью человека, а раскрытие сущности пассионарности будет способствовать более полному пониманию механизмов девиантного поведения, разработке конкретных технологий по его коррекции и предупреждению угроз здоровью.

 

Социологическое обоснование вебинаров как формы визуализации информации

Баханова Е.В., к.соц.н., доцент, заместитель директора Ульяновского филиала СГА

Вебинары как тематическое интерактивное взаимодействие широко используются при дистанционной форме обучения сотрудников крупных компаний, имеющих территориальные подразделения, для проведения семинаров и конференций с большим количеством участников. Благодаря низкой затратности, широким технологическим возможностям, высокой дидактической эффективности, вебинары становятся все более популярными в образовательной среде. Вебинар позволяет совмещать вербальную и визуальную передачу информации, корректируя при необходимости их форму и количество.

 

Управление распределенным вузом как новая социальная технология

Карпенко О.М.

Инновационные образовательные технологии: социально-антропологические аспекты: Сб. науч. статей. М., 2009. С. 73-109.

 

Инновационное развитие студентов в системе университетского образования государств - участников СНГ и дальнего зарубежья в условиях вызовов XXI века

Толкачев В.А., доктор педагогических наук, профессор, НАЧОУ ВПО Современная гуманитарная академия, г. Москва

В России, Беларуси, Украине, США, Германии, Франции, Японии, Китае и в ряде других государств – стран СНГ и дальнего зарубежья отмечается тенденция целенаправленной и заинтересованной интеграции университетского образования, науки и бизнеса в инновационно ориентированном направлении. Следовательно, современное университетское образование должно быть подчинено решению трех интегрированных задач: взращиванию будущих выпускников как эффективных инноваторов, проведению фундаментально-прикладных научных исследований и реализации их высокотехнологичных результатов в инновационно ориентированных бизнес-проектах. Автор акцентирует внимание на решении первой из обозначенных задач – на задаче инновационного развития студентов в системе университетского образования. В основе новых образовательных стандартов превалирует воспроизводство, а не инновационная подготовка бакалавров, специалистов и магистров. Подобный подход не соответствует тенденциям развития мировой цивилизации и, соответственно, не способствует должному инновационному развитию России.

 

Формирование инновационного потенциала у магистрантов по направлению подготовки «Педагогическое образование»

Толкачев В.А., доктор педагогических наук, профессор, НАЧОУ ВПО Современная гуманитарная академия, г. Москва

Реализация инновационно ориентированной образовательной политики воплощается в ряде новшеств. Так, например, в штатное расписание ряда вузов введена должность проректора по инновационной деятельности, в функциональные обязанности которого входит и решение задач по компетентностной, инновационной подготовке кадров, в том числе и для сферы педагогической деятельности. В основе новых образовательных стандартов, в том числе и имеющих отношение к подготовке магистров по направлению «Педагогическое образование», превалирует воспроизводство, а не инновационно ориентированная подготовка. Большая часть компетенций, зафиксированных в образовательных стандартах, запрограммирована на хрестоматийное воспроизводство выпускников в соответствии с традиционно транслируемыми требованиями. Подобный подход не способствует, а наоборот, препятствует формированию инновационного потенциала у магистров и, как следствие, - развитию мировой цивилизации и, соответственно, инновационному развитию России. Разрешение указанного противоречия возможно на пути разработки парадигмы инновационного развития вузовского образования. Это многоаспектная задача, требующая приложения усилий большого коллектива научно-педагогических работников.

 

Прогнозирование влияния инновационного потенциала закона «Об образовании в РФ» и ФГОС ВПО на социально-экономическое развитие страны

Толкачев В.А., доктор педагогических наук, профессор, НАЧОУ ВПО Современная гуманитарная академия, г. Москва

Прогнозирование влияния инновационного потенциала закона «Об образовании в РФ» и ФГОС ВПО по направлению магистерской подготовки «Педагогическое образование» на социально-экономическое развитие страны предполагает выявление такового потенциала в указанных документах. В ст. 20 закона «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» регламентируются следующие положения: цель инновационной деятельности - обеспечение модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития России, направления и формы этой деятельности. В ФГОС ВПО по указанному направлению подготовки обозначены компетенции, ориентирующие на подготовку магистров как субъектов инновационной деятельности. Анализ исследуемых документов свидетельствует о наличии в них инновационного потенциала для возможного инновационного развития образования, общества и экономики нашей страны. Системное же решение поставленной задачи пока оставляет желать лучшего. При этом возникает потребность в разрешении ряда проблем. В числе наиболее значимых из них - заинтересованное и созидательное участие руководства (всех уровней) в инновационном решении экономических и социальных задач; в обеспечении выпускников высшей школы достойной работой и зарплатой; в обеспечении профессорско-преподавательского состава достойной зарплатой.

Образование как наука?

к.ф.н., доцент Борозинец Г.Л., доцент Сизов A.M., Ухтинский филиал СГА

В широком смысле слова, образование – процесс или продукт формирования ума, характера или физических способностей личности. Образование в широком смысле признаётся уже не столько линейным целенаправленным процессом воспитания и обучения, но диалектическим процессом формирования ума, характера или физических способностей личности.  Если по отношению к «образованию в узком смысле» (воспитанию-обучению) разрешающие возможности науки, научных методов, научной организации, вопросов не вызывают (этим занимается наука педагогика), то остаётся неясным, как возможно соотносить понятие «наука», «научные методы» со спонтанным творческим трудовым коллективным процессом, коим по существу является «образование в широком смысле»? Отсюда, не будет ли более верным предположить, что постижение «образования в широком смысле» есть дело скорее искусства (как образного осмысления действительности), чем науки? Любые попытки назвать и понимать образование наукой будут обречены на неуспех. Образование есть опытно-исторически сложившееся обозначение целой отрасли, связанной со сферой воспроизводства человека.

 

 

 

Институт оздоровления учащихся (ИОУ) - отдельное подразделение СГА, основной целью которого является привитие студентам модели поведения, основанной на стремлении к здоровью. Мы обеспечиваем физическое и интеллектуальное здоровье студентов не только в течение всего процесса обучения, но и как поведенческую установку на успешность дальнейшего карьерного роста