Образование через 20-40 лет Печать

 

Образование будущего

По материалам монографии М.П. Карпенко "Образовательная геодемография России" (гл.5). В подготовке материала принимали участие О.М. Карпенко, Е.В. Чмыхова, Л.М.Качалова, В.Н. Фокина, А.В. Слива.  

В статье показаны постулаты модернизации образования в России: географический, непрерывности образования, постулат развития личности. Представлены основные направления практической реализации проблемы модернизации российского образования.

 

Модернизация образовательной системы страны как неотъемлемый фактор повышения культуры жизни общества

Доклад М.П. Карпенко 19 апреля 2011 года на конференции в обществе "Знание" "Культура как основа жизни".

В докладе показаны основные факторы влияния образования на различные стороны жизни человека и общества. Рассматриваются необходимые направления модернизации системы образования на основе современных требований к образовательной среде.

 

О взаимодействии идей В.И. Вернадского и Л.Н. Гумилева при изучении эволюции социосферы

Доклад М.П. Карпенко 2 июня 2011 года на международной конференции "Вернадские чтения" в Международном университете природы, общества и  человека «Дубна».

Идеи Вернадского о взаимосвязи биосферы и ноосферы делают возможным объяснение хода глобальных политических и экономических процессов, имевших место в человеческой истории и проходящих в настоящее время. Представления Вернадского об энергии живого вещества биосферы (биоэнергии) легли в основу учения об «этногенезе» Льва Гумилева, который применительно к этносу рассматривал эту энергию как «пассионарность». Геополитический аспект наследия Вернадского позволяет не только объяснять, но и прогнозировать развитие таких сложных субъектов биосферы, как этносы, определять роль «кормящего ландшафта» в этногенезе, раскрывает роль отдельных личностей в истории целых народов. Основной предпосылкой лавинообразных изменений явилась «информационная революция».

Анализ характерных для нашей эпохи драматических изменений и их последствий позволяет выявить ряд тенденций влияния бурных перемен на развитие человеческой цивилизации: нивелирование самобытности этносов, замена «кормящего ландшафта» «кормящими технологиями», замена ведущих факторов, определяющих границы этносов, с географически-геологических на юридические и экономические, осознание вигоросности как ключевого фактора развития этноса, наступление демографического перехода, связанного со снижением биоэнергии этносов развитой цивилизации.

Главный ресурс России в конкурентной борьбе на международной арене в условиях депопуляции – массовое, доступное широким слоям населения России, высшее образование. Это позволит России предотвратить закат российского этноса вследствие депопуляции и занять достойные позиции в конкурентной борьбе на международной арене. В этих условиях одной из главных проблем, стоящих перед отраслью образования, является проблема подчинения ее целей и задач национальным интересам, создание эффективных механизмов, которые заставят образовательную отрасль работать в интересах общества в целом.

 

Образовательные среды будущего

По материалам монографии М.П. Карпенко "Образовательная геодемография России" (гл. 5). В подготовке материала принимали участие О.М. Карпенко, Е.В. Чмыхова, Л.М.Качалова, В.Н. Фокина, А.В. Слива.

В статье рассмотрено развитие информатизации образовательных сред с начала 80-х годов XX столетия, проблемы их формирования. Рассматриваются концепция и различные определения персональных образовательных сред. В рамках создания персональных образовательных сред представлен, созданный в СГА, персональный интеллектуальный робот "Личный компьютер".

 

Сосуществования распределенных и кампусных вузов в России

По материалам монографии М.П. Карпенко "Образовательная геодемография России" (гл. 4). В подготовке материала принимали участие О.М. Карпенко, Е.В. Чмыхова, Д.И. Давыдов, А.В. Слива.

 

Статья рассматривает возможные сценарии прогноза динамики студентов распределенных и кампусных вузов России на период до 2035 г. Показан потенциал международного рынка образовательных услуг и значительные выгоды от экспорта российского высшего образования.

 

Инновационные функции профессорско-преподавательского состава

По материалам монографии М.П. Карпенко "Образовательная геодемография России" (гл.5). В подготовке материала принимали участие О.М. Карпенко, Е.В. Чмыхова, Л.М.Качалова, В.Н. Фокина, А.В. Слива.

 

В материале рассматривается кардинальное изменение роли преподавателя в условиях информационно-телекоммуникационных дистанционных образовательных технологий. Показаны функции профессорско-преподавательского состава в новой образовательной среде.

 

Школа будущего. Рассуждения о том, каким оно видится

Бугрова Наталья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета (опубликовано в журнале "Директор школы", 2012, № 6. С. 55-59)

«Каким Вы видите будущее своего образовательного учреждения через 30 лет?» Этот вопрос автор задавала в том числе и директорам школ, и многие так и не смогли дать ответ. Да и само размышление над этим вопросом ставило в тупик: о каком, собственно, «будущем» речь… Заявляя тему школы будущего, представляю абсолютные разные реакции людей на этот вопрос: от заинтересованности и любопытства до неприятия и раздражения. Поэтому объясню, как сама пришла к данной теме и почему она мне интересна.

 

Взгляд в будущее образования

Викторова Л.Г., доктор педагогических наук; Найденнов И.Н., доктор военных наук, профессор, действительный член Академии военных наук , заслуженный деятель науки РФ

По мнению авторов статьи, все дискуссии и метания по вопросу образования связаны с тем, что глобальная система образования пребывает в переходном периоде, причиной которого является смена цивилизации. Поэтому и педагогика как наука вступает в новый переходный период, что дает авторам основание обозначить современное образование как транзитарноеКлассическая система образования, созданная великими педагогами прошлого с ее классно-урочной системой, жесткой дисциплиной, с определенным, для всех одинаковым набором предметов, развитием памяти, а не мышления, натаскиванием на определенный для всех обучаемых результат полностью исчерпала себя. Образовательная система должна быть конгруэнтна по отношению к каждой личности. Вузы нужно строить на мультивозрастной основе и способными обеспечивать обучаемому мультипрофессиональность. Ведущими образовательными технологиями будут информационные, модульные и дистанционные технологии.

 

Феномен образования

Викторова Л.Г., доктор педагогических наук

Автор проводит анализ целей образования в современном обществе. Нужно подготовить обучаемого к добыванию средств существования, а затем - к жизни среди людей, затем - к наслаждению собственной жизнью и, наконец, к пониманию цели существования в человеческом образе. В современном обществе образование повсюду капитулировало перед экономическими потребностями.  Экономика не хочет, чтобы рабочие уделяли слишком много внимания целям общества, наслаждения и фундаментальным вопросам природы существования. Ей нужны не умные и независимые личности, а умные и покорные «винтики». Еще одно плачевное последствие давления, которое экономические потребности оказывают на наши образовательные системы, заключаются в том, что мы внезапно заканчиваем свое образование в слишком юном возрасте.