Образовательная геодемография России Печать

      

geodem_mini_01Вышла в свет монография "Образовательная геодемография России"

В Издательстве СГУ вышла из печати монография "Образовательная геодемография России" под редакцией президента СГА М.П. Карпенко. В монографии представлены результаты выполненных в Современной гуманитарной академии исследований проблемы развития сферы образования с позиций географических и демографических особенностей России.

 

Приведены результаты комплекса расчетов динамики численности обучающихся по всем уровням образования на далекую перспективу, позволяющие прогнозировать возможные сценарии развития российского образования. Показана принципиальная возможность с использованием информационно-телекоммуникационных образовательных технологий обеспечить обучение на месте проживания практически любого числа студентов и школьников в каждом малонаселенном пункте любого отдаленного региона России.

 

110720_news_01

В результате анализа статистических данных по многим странам мира доказано, что высшее образование существенно повышает качество жизни граждан - возрастают их доходы, снижается риск безработицы, улучшается здоровье и продолжительность жизни. Показано, что для наиболее экономически активной части населения России возрастной группы 18-35 лет получение высшего образования является одним из ведущих приоритетов в оценке качества жизни. С учетом этого разработан критерий оценки качества жизни в регионах страны с позиций этой группы населения. Проведена численная оценка качества жизни в регионах России и показано, что оно может быть существенно повышено за счет развития распределенных вузов.

 

Дана оценка сценария совместного существования на ближайшее будущее распределенных и традиционных вузов. Показано, что начиная приблизительно с 2020 г. в российском образовании будут доминировать распределенные вузы. При этом развитие экспорта российского высшего образования трансграничным методом может привести к тому, что отрасль высшего образования будет вносить в ВВП страны вклад сопоставимый по масштабам с экспортом нефти.

 

В монографии также изложены результаты исследований, которые можно назвать "концептуальным взглядом в будущее" российского высшего образования. Сформулированы три постулата его развития - "географический", "непрерывности образования" и "развития личности". Показано, что наша страна идет в ногу с современными передовыми тенденциями - индивидуализации образования за счет развития персональных образовательных сред, дано описание среды, реализованной в распределенном вузе - Современной гуманитарной академии. Изложены также результаты исследования особенностей психологии обучения граждан "третьего" возраста (свыше 27 лет), непрерывное образование которых в современном мире диктуется потребностями инновационной, базирующейся на знаниях экономике.